Юридический комментарий |
Юридический комментарий Письма от 14.02.2003 г. МЦ-15/03
МЦЦС Госстроя России
1. В письме от 14.02.2003 г. МЦ-15/03 МЦЦС Госстроя России
содержится заявление о "несанкционированном распространении" отдельными разработчиками
программ электронной версии новой сметно-нормативной базы 2001 г. (сборников ГЭСН и
федеральных единичных расценок) в составе программного обеспечения.
Использование, в том числе распространение какого-либо объекта может признаваться
несанкционированным только при соблюдении двух условий:
1) если такой объект пользуется правовой охраной;
2) использованием этого объекта нарушаются права или законные интересы
какого-либо субъекта гражданского права или публично-правые интересы.
Возникает вопрос, каков правовой режим такого объекта как электронная версия новой сметно-
нормативной базы 2001 г. (сборников ГЭСН и федеральных единичных расценок).
Иными словами, какие права (законные интересы) и у каких лиц возникают в отношении новой
сметно-нормативной базы 2001 г.(сборников ГЭСН и федеральных единичных расценок).
1.1. Электронная версия сметно-нормативной базы не является предметом материального мира.
Следовательно, в силу систематического толкования ст.128 и глав 13-20 ГК РФ указанная база
не является вещью и, по общему правилу, не может быть объектом права собственности и иных
вещных прав. Иными словами, ни у одного субъекта гражданских прав, включая Российскую
Федерацию в лице Госстроя России, не возникает в отношении электронной сметно-нормативной
базы права собственности.
1.2. Не является электронная версия сметно-нормативной базы объектом права собственности и
в соответствии с Федеральным законом <Об информации, информатизации и защите информации>
от 20.02.95 24-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 5 указанного закона, объектом права собственности признается
документ или документированный информационный ресурс, т.е. информация, зафиксированная на
материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
В соответствии с п. 1 - 2 ст. 5 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите
информации> документирование информации является обязательным условием включения
информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в
порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию
делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.
Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую
силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации.
Таким образом, информационным ресурсом, представляющим собой объект права собственности,
может быть признана только печатная (а не электронная) версия сборников ГЭСН и федеральных
единичных расценок.
Однако, что представляет собой печатная версия сборников ГЭСН и федеральных
единичных расценок?
Как следует из нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение Госстроя России,
новая сметно-нормативная база 2001 г. (сборники ГЭСН и федеральные единичные расценки) входит в
состав сметных норм и правил и относится к сметно-нормативным документам, которые включены в
"Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской
Федерации", выпускаемый систематически Госстроем России. Иными словами, указанная сметно-
нормативная база является официальным нормативно-правовым документом, утверждаемым
Госстроем России и подлежащим официальному опубликованию.
Следовательно, сметно-нормативная база как официальный документ, утверждаемый федеральным
органом исполнительной власти, относится к федеральным государственным информационным
ресурсам РФ (п. 3 ст. 6, ст. 7 ФЗ <Об информации, информатизации и защите
информации>).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите
информации>, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются
открытыми и общедоступными.
Согласно п. 2 ст. 12 указанного Закона, информация, полученная на законных основаниях из государст-
венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может свободно использоваться ими
для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения.
Таким образом, официально опубликованная нормативно-сметная база Госстроя РФ может свободно
использоваться третьими лицами для создания производной информации в целях ее коммерческого
распространения.
1.3. Сметно-нормативная база Госстроя России не подлежит и авторско-правовой
охране, поскольку
в соответствии со ст. 8 Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) "Об авторском праве
и смежных правах" не являются объектами авторского права официальные документы, в том числе
издаваемые исполнительными органами государственной власти. А это означает, что официальные
документы могут использоваться свободно любыми третьими лицами, в том числе путем объединения
в сборники или базы данных, оригинальные по подбору и организации такой информации.
И для такого использования не
требуется получение каких-либо разрешений от органа, их издавшего.
1.4. В то же время, созданные на основе сметно-нормативной базы Госстроя России сборники или базы
данных, являющиеся оригинальными по подбору и организации (расположению) содержащейся в них
информации, охраняются как самостоятельные объекты авторского права - составные произведения
(п. 3 ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее - Закон об АП) и п. 4 ст. 3 Законом РФ
от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (далее- Закон о БД).
При этом творческий характер таких произведений предполагается до тех пор, пока не доказано
обратное (п. 2 ст.З Закона о БД).
Составителю сборника или базы данных принадлежит авторское право на осуществленные им подбор
или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)
(п. 1 ст. 11 Закона о АП).
Таким образом, объектом авторско-правовой охраны в качестве сборника (базы данных) выступает не
информация, содержащаяся в сборниках, а только оригинальный способ систематизации/ организации
этой информации.
Авторское право правообладателя базы данных не препятствует другим лицам осуществлять самосто-
ятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений
(п. 1 ст. 11 Закона о АП и п. 4 ст. 5 Закона о БД). Это означает, что любые данные, составляющие
сборник или базу данных, могут быть использованы в любом объеме для составления нового сборника
или базы данных, оригинальных по подбору, расположению, организации этих данных и это не будет
является нарушением авторских прав составителя первоначальной базы данных.
С учетом вышеизложенного, остается заключить, что использование отдельными разработчиками
программного обеспечения информации, содержащейся в официально изданной сметно-нормативной
базе 2001 г. (сборниках ГЭСН и федеральных единичных расценках) для создания собственных
оригинальных электронных баз в составе разработанного ими программного обеспечения является
вполне законным способом использования указанной сметно-нормативной базы, не требующим
санкции каких-либо третьих лиц.
2. В своем письме от 14.02.2003 г. ? МЦ-15/03 МЦЦС Госстроя России заявляет
о намерении доводить
до третьих лиц всеми доступными средствами информацию об организациях, несанкционированно
использующих сборники ГЭСН и федеральных единичных расценок.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ действия МЦЦС Госстроя России в случае реализации им своих
намерений следует квалифицировать как противоправное распространение сведений, не соответст-
вующих действительности и порочащих деловую репутацию лиц, в отношении которых такие сведения
распространяются.
Указанные лица вправе требовать от МЦЦС Госстроя России по суду опровержения порочащих их
деловую репутацию сведений (п. 1 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие деловую репутацию,
распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах
массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации,
такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается
судом (п. 2 ст. 152 ГК РФ).
Согласно п. 4 ст. 152 ГК РФ, если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя
штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством,
в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить
предусмотренное решением суда действие. Лицо, в отношении которого распространены сведения,
порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать
возмещения
убытков, причиненных их распространением, в полном объеме (ст. 15, п. 5. ст.152 ГК РФ).
3. Мероприятия, перечисленные в абзацах четвертом и пятом письма от 14.02.2003 г.
МЦ-15/03 МЦЦС
Госстроя России, следует квалифицировать как действия, направленные на воспрепятствование
осуществлению законной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и образующие
составы нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренные абзацами 3 и 7 п. 1 ст. 7
Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 09.10.2002)
"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
На основании п. 4 и п. 6 ст. 12 указанного Закона, антимонопольный орган вправе привлекать руководителя
организации, нарушающей антимонопольное законодательство, к административной ответственности, а сама
организация может быть ликвидирована в судебном порядке по заявлению антимонопольного органа.
P.S.
Все вышеописанное в полной мере относится и к ТЕРам, издаваемым региональными центрами.
e-mail: rts@etel.ru tel/fax: ( 343 ) 335-92-31 |
Copyright (C) Company RTS 2000 |