Юридический комментарий



Юридический комментарий  Письма от 14.02.2003 г. МЦ-15/03 МЦЦС Госстроя России

1. В письме от 14.02.2003 г. МЦ-15/03 МЦЦС Госстроя России

содержится заявление о "несанкционированном распространении" отдельными разработчиками

программ электронной версии новой сметно-нормативной базы 2001 г. (сборников ГЭСН и

федеральных единичных расценок) в составе программного обеспечения.

 

Использование, в том числе распространение какого-либо объекта может признаваться

несанкционированным только при соблюдении двух условий:

1) если такой объект пользуется правовой охраной;

2) использованием этого объекта нарушаются права или законные интересы

какого-либо субъекта гражданского права или публично-правые интересы.

 

Возникает вопрос, каков правовой режим такого объекта как электронная версия новой сметно-

нормативной базы 2001 г. (сборников ГЭСН и федеральных единичных расценок).

Иными словами, какие права (законные интересы) и у каких лиц возникают в отношении новой

сметно-нормативной базы 2001 г.(сборников ГЭСН и федеральных единичных расценок).

 

1.1. Электронная версия сметно-нормативной базы не является предметом материального мира.

Следовательно, в силу систематического толкования ст.128 и глав 13-20 ГК РФ указанная база

не является вещью и, по общему правилу, не может быть объектом права собственности и иных

вещных прав. Иными словами, ни у одного субъекта гражданских прав, включая Российскую

Федерацию в лице Госстроя России, не возникает в отношении электронной сметно-нормативной

базы права собственности.

 

1.2. Не является электронная версия сметно-нормативной базы объектом права собственности и

в соответствии с Федеральным законом <Об информации, информатизации и защите информации>

от 20.02.95   24-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 5 указанного закона, объектом права собственности признается

документ или документированный информационный ресурс, т.е. информация, зафиксированная на

материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

 

В соответствии с п. 1 - 2 ст. 5 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите

информации> документирование информации является обязательным условием включения

информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в

порядке, устанавливаемом органами государственной власти, ответственными за организацию

делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую

силу после его подписания должностным лицом в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации.

Таким образом, информационным ресурсом, представляющим собой объект права собственности,

может быть признана только печатная (а не электронная) версия сборников ГЭСН и федеральных

единичных расценок.

 

Однако, что представляет собой печатная версия сборников ГЭСН и федеральных единичных расценок?

 

Как следует из нормативно-правовых актов, определяющих правовое положение Госстроя России,

новая сметно-нормативная база 2001 г. (сборники ГЭСН и федеральные единичные расценки) входит в

состав сметных норм и правил и относится к сметно-нормативным документам, которые включены в

 "Перечень нормативных документов по строительству, действующих на территории Российской

Федерации", выпускаемый систематически Госстроем России.   Иными словами, указанная сметно-

нормативная база является официальным нормативно-правовым документом, утверждаемым

Госстроем России и подлежащим официальному опубликованию.

 

Следовательно, сметно-нормативная база как официальный документ, утверждаемый федеральным

органом исполнительной власти, относится к федеральным государственным информационным

ресурсам РФ (п. 3 ст. 6, ст. 7 ФЗ <Об информации, информатизации и защите информации>).

 

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона <Об информации, информатизации и защите

информации>, государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются

открытыми и общедоступными.

 

Согласно п. 2 ст. 12 указанного Закона, информация, полученная на законных основаниях из государст-

венных информационных ресурсов гражданами и организациями, может свободно использоваться ими

для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения.

 

Таким образом, официально опубликованная нормативно-сметная база Госстроя РФ может свободно

использоваться третьими лицами для создания производной информации в целях ее коммерческого

распространения.

1.3. Сметно-нормативная база Госстроя России не подлежит и авторско-правовой охране, поскольку

в соответствии со ст. 8 Законом РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 19.07.1995) "Об авторском праве

и смежных правах" не являются объектами авторского права официальные документы, в том числе

издаваемые исполнительными органами государственной власти. А это означает, что официальные

документы могут использоваться свободно любыми третьими лицами, в том числе путем объединения

в сборники или базы данных, оригинальные по подбору и организации такой информации.

И для такого использования не требуется получение каких-либо разрешений от органа, их издавшего.

1.4. В то же время, созданные на основе сметно-нормативной базы Госстроя России сборники или базы

данных, являющиеся оригинальными по подбору и организации (расположению) содержащейся в них

информации, охраняются как самостоятельные объекты авторского права - составные произведения

(п. 3 ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее - Закон об АП) и п. 4 ст. 3 Законом РФ

от 23.09.1992 N 3523-1 "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" (далее- Закон о БД).

При этом творческий характер таких произведений предполагается до тех пор, пока не доказано

обратное (п. 2 ст.З Закона о БД).

 

Составителю сборника или базы данных принадлежит авторское право на осуществленные им подбор

или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составительство)

(п. 1 ст. 11 Закона о АП).

 

Таким образом, объектом авторско-правовой охраны в качестве сборника (базы данных) выступает не

информация, содержащаяся в сборниках, а только оригинальный способ систематизации/ организации

этой информации.

 

Авторское право правообладателя базы данных не препятствует другим лицам осуществлять самосто-

ятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений

(п. 1 ст. 11 Закона о АП и п. 4 ст. 5 Закона о БД). Это означает, что любые данные, составляющие

сборник или базу данных, могут быть использованы в любом объеме для составления нового сборника

или базы  данных, оригинальных  по подбору, расположению, организации этих данных и это не будет

является  нарушением авторских прав составителя первоначальной базы данных.

 

С учетом вышеизложенного, остается заключить, что использование отдельными разработчиками

программного обеспечения информации, содержащейся в официально изданной сметно-нормативной

базе 2001 г. (сборниках ГЭСН и федеральных единичных расценках) для создания собственных

оригинальных электронных баз в составе разработанного ими программного обеспечения является

вполне законным способом использования указанной сметно-нормативной базы, не требующим

санкции каких-либо третьих лиц.

2. В своем письме от 14.02.2003 г. ? МЦ-15/03 МЦЦС Госстроя России заявляет о намерении доводить

до третьих лиц всеми доступными средствами информацию об организациях, несанкционированно

использующих сборники ГЭСН и федеральных единичных расценок.

 

В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ действия МЦЦС Госстроя России в случае реализации им своих

намерений следует квалифицировать как противоправное распространение сведений, не соответст-

вующих действительности и порочащих деловую репутацию лиц, в отношении которых такие сведения

распространяются.

 

Указанные лица вправе требовать от МЦЦС Госстроя России по суду опровержения порочащих их

деловую репутацию сведений (п. 1 ст. 152 ГК РФ). Если сведения, порочащие деловую репутацию,

распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах

массовой информации. Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации,

такой документ подлежит замене или отзыву. Порядок опровержения в иных случаях устанавливается

судом (п. 2 ст. 152 ГК РФ).
      Согласно п. 4 ст. 152 ГК РФ, если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя

штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством,

в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить

предусмотренное решением суда действие. Лицо, в отношении которого распространены сведения,

порочащие его деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать

возмещения убытков, причиненных их распространением, в полном объеме (ст. 15, п. 5. ст.152 ГК РФ).

3. Мероприятия, перечисленные в абзацах четвертом и пятом письма от 14.02.2003 г. МЦ-15/03 МЦЦС

Госстроя  России, следует квалифицировать как действия, направленные на воспрепятствование

осуществлению законной предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов и образующие

составы нарушений антимонопольного законодательства, предусмотренные абзацами 3 и 7 п. 1 ст. 7

Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 09.10.2002)

"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

 

На основании п. 4 и п. 6 ст. 12 указанного Закона, антимонопольный орган вправе привлекать руководителя

организации, нарушающей антимонопольное законодательство, к административной ответственности, а сама

организация может быть ликвидирована в судебном порядке по заявлению антимонопольного органа.

 

 P.S.

Все вышеописанное в полной мере относится и к ТЕРам, издаваемым региональными центрами.

 


e-mail: rts@etel.ru tel/fax: ( 343 ) 335-92-31


Copyright (C) Company RTS 2000

Hosted by uCoz